Глава отчаяние, на самом деле. Рей, которого решение Нормано просто поломало и перемололо. Я даже не буду осуждать его за то, что у него руки опустились и плевать стало на всё. Он не две недели назад обо всём узнал, не месяц. Он с рождения знал, что его и всех его друзей растят на убой, а шесть лет назад осознал, что есть два человека, ради которых он на изнанку готов вывернуться. А теперь всё, обломалось то, к чему напряжением всех сил он шёл столько лет. А ему всего двенадцать лет, он всё равно ещё ребёнок, тут и взрослый-то может не выдержать, а в Рея эта обречённость и смирение как минимум с тем, что остальные всё равно обречены, в него проникала слишком долго. Будь у него больше времени... может как-нибудь всё и изменилось. В конце концов, даже так, даже в таком состоянии, он всё ещё верит в Эмму, верит в то, что уж она-то, яркая, светлая, огненно бойкая, сможет не опустить руки, даже попав в болото отчаяние, зубами будет в грызаться в шансы, даже если они призрачные. И даже план, судя по английским спойлерам для неё какой-то то ли разработал, то ли помог напильником допилить её собственный. Но на этом всё, выдохся мальчик. Как сам и сказал - устал. За столько-то лет оно и не мудренно.
Просто бомбический разговор Изабеллы и Эммы. "Мама" ведь искренне хотела чтобы они не страдали лишнего. Я ей верю, что она не настолько гуманна, чтобы хотеть этим детям спасения, жертвуя своим собственным положением (привелегией безопасности), но при этом достаточно ценит их, чтобы сожалеть, что её воспитанники не смогли прожить свои короткие годы беззаботно и счастливо, ни о чём недогадываясь, не страдая от ужаса, горя и отчаяния.
Она даже предлагает Эмме спасение, долгую жизнь - максимальную роскошь, которую можно заработать в этом мире, по крайней мере, в этом уверена Изабелла. Она, вероятно, действительно ценит этих ребят, она рада, что встретила Нормана, она извиняется перед Реем, извиняется, а не злорадствует и насмехается, она хочет убедить Эмму отказаться от страдания (от совести, от доброты, от человечности, но - от страдания) и остаться, вернуться, к ней в дом позже. Как помошница или как наследница. И взгляд у неё, когда Эмма, отказавшись, жмётся в подушки, и НЕ СМОТРИТ (а значит, этот взгляд не на показ) у неё действительно полный сожаления ли, жалости ли.
В её "шах и мат" нет триумфального, злорадного торжества. Это просто констатация факта, даже не очень весёлая, Изабеллу не радует их отчаяние и сломленность, но её собственное гарантированное тёплое место - важнее. На самом деле, она ведь их даже понимает, такая же умная, талантливая, как они, прошедшая через такую же ферму, так же как и они узнавшая правду и пытавшаяся сбежать, но смирившаяся, согласившаяся на сделку. Она, возможно, потому так и хороша, и воспитывает таких потрясающих детей, что прошла через то же, что и они. Интесно, если когда Эмма всё-таки убежит детей, почувствует ли Изабелла зависть? а гордость за них? Страх за себя, это-то почти наверняка (хотя кто её знает, что у неё там в голове творится), но зависть или гордость.
Угу, сейчас самое время нафанонить, что Эмма её дочь, и всю сложность ощущений от её побега.
Ну а Эмма, разумеется, не могла согласиться на подобное. Хуже чем оказаться на обеденном столе, только ростить детей, таких же, с какими она дружила, которых любила, возможно, похожих внешне, или голосами, или именнами, на убой. Отдать на это своего собственного ребёнка... Нет, Эмма бы никогда не смогла, даже лживо, согласиться на такое. Хотя бы и потому что это бессмысленно, она не умеет НАСТОЛЬКО хорошо врать, да и вряд ли бы это уже смогло бы ей помочь спасти других детей, Рея... она же ещё не знает.
Страшная глава, но уххххх